Рассматривая фондовый рынок РФ можно сказать, что долговой рынок является одним из самых многочисленных и активных. Это в первую очередь купонные выплаты, облигации, казначейские и государственные долговые бумаги займа, вексаля, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, закладные, и т.п. Но во всем этом многообразии отдельной графой идут социальные облигации или Social impact bond - облигации социального воздействия. Они появились сравнительно недавно и отличаются от классических облигаций.
Созданы данные ценные бумаги с целью решения отдельно взятых социальных проблем, а решение производится путем инвестиций. Одни из первых социальных облигаций были выпущены в Англии в 2010 году и их задачей было обеспечение финансирования различных программ адаптивного характера для заключенных. Идеей было обучение, реализация потенциала и возможное трудоустройство с целью снизить количество рецидивов. Часть социальных облигаций в данное время используется для инвестиций в экологический и зеленые сектора, защиту окружающей среды, улучшение экологии и соблюдении социальных стандартов. Доля данного типа инвестирования в рамках глобального ничтожна, однако данное направление с каждым годом набирает обороты.
Социальные облигации сейчас.
Претерпев некоторые изменения социальные облигации стали обладать рядом отличающих их факторов.
В первую очередь, они являются целевыми, а суммы, полученные от их выпуска определяются для реализации конкретных социальных проектов.
Это более схоже с формой партнерства между государством и частным инвестором, где присутствуют три стороны, третьей стороной является исполнитель проекта.
При инвестициях изначально жестко определены четкие границы и критерии оценки результатов. По достижении необходимых требований согласно договоренности, государство перечисляет инвестору его средства и проценты. Итоговый результат оценивается по времени, затраченных средств и самое главное – достижения конечного социального результата. На самом деле система хитрая, государство перекладывает всю ответственность, стоимость/затраты и риски на инвесторов, при этом не рискует собственными бюджетами.
Целевые направления социальных программ.
Перечень достаточно большой, сюда могут попасть как строительство детских садов, школ, медицинских учреждений и объектов социально- культурного назначения.
Другим направлением может стать доступ здравоохранения, профессионального, дополнительного или основного образования и т.п.
Так же сюда входят финансирование малого предпринимательства, сельхоз деятельности, разработок в сфере экологических инноваций.
Кроме того, все что связано с охраной, условия санитарных защитных и эпидемиологических разработок на негосударственном уровне.
Взаимодействие участников.
В общую структуру вписываются до пяти участников.
1 – Государственный орган или его представители, международные уполномоченные организации. Именно они берут на себя затратную часть по достижении необходимого результата, а так же выплачивают проценты.
2 – Эмитент. Это инвестор проекта.
3 – Оператор. Независимый орган, аналог андеррайтера. Занмается организацией выпуска, обслуживанием, перечислением средств инвесторов на проект. В РФ это ВЭБ.РФ.
4 – Исполнитель. Тут все ясно – организация или подрядчик, выполняющий проект.
5 – Оценщик. Независимый орган, определяющий степень реализации проекта и выносящий свой вердикт по окончании.
Инвестирование в социальные облигации.
Инструмент на самом деле достаточно рисковый. Многое зависит от качества реализации проекта, при этом инвестор ни на что не может повлиять. Так как мы живем в стране, где социальная значимость ставится зачастую ниже прожорливости карманов многих влиятельных лиц, то даже успешный проект с большой потенциальной вероятностью может прогореть на ровном месте. Можно такое инвестирование сравнить со структурными выпусками, или точнее со структурными облигациями, о которых я намерен написать позже.
То есть, реализация и успешное выполнение проекта социального обеспечения, а следовательно и перечисление будет исполнено только тогда, когда проверяющая организация примет реализованный проект и даст ему положительную оценку. В то же время, государство получается только заказчик и выплатить проценты инвесторам только в случае успеха, а вот ответственность за выплатами по графику, и возврату номинала целиком на эмитенте.
Тем не менее, в современных реалиях рост интереса к данному виду инвестирования растет прямо пропорционально росту инфляции. За последние несколько лет доля социальных облигаций на нашем рынке выросла почти вдвое. Сейчас дорабатывается и законодательство относительно проектов социального воздействия и повышения надежности эмитентов а следовательно и гарантий инвесторов. А доходности бывают разными. В среднем, это цифра, близкая 10% годовых и часто с постепенной амортизацией долга и купонными выплатами от 2 до 4 раз в год. Срок обращения зависит от времени, необходимого на реализацию проекта с небольшим запасом. Наиболее безопасно инвестировать через фонды и трасты, которые закупают социальные облигации на стадии выпуска в больших объемах.
Выводы: не смотря на относительную рискованность данного вида инвестиций и довольно молодой возраст такого направления, на нашем рынке еще не было прецедента скама социальных проектов. Но в общей массе на данный момент это незначительная часть, которая лишь позволит произвести дополнительную диверсификацию, но ни в коем случае не должна занимать значительную часть портфеля. Кому небезразлично социальное, экологическое и санитарное направление инвестирования, могут найти для себя возможности реализации капиталов таким вот способом.