Берегитесь, роботы взялись за дело.
Клиенты банков жалуются на массовые блокировки счетов из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. Более 80% жалоб поступает в отношении Сбербанка, который был пионером в автоматизации процессов выявления подозрительных операций.
Среди главных проблем, с которыми столкнулись клиенты банков, блокировка карт при внесении или снятии крупных сумм либо переводах на счет клиента или третьему лицу. Отмечается, что банк в таких случаях запрашивает пояснения и копии документов, подтверждающие источник поступления денежных средств. Срок рассмотрения документов - от двух до пяти рабочих дней. После рассмотрения банк может принять отрицательное решение о разблокировке счета, сообщив, что "документы не объясняют экономического смысла операций".
Согласно закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (закон 115-ФЗ), обязательному контролю подлежат операции на сумму от 600 тыс. руб. Однако кредитная организация вправе приостановить или заблокировать трансакцию и на меньшую сумму при возникновении подозрений и запросить документы о происхождении средств или цель сделки.
Тот факт, что большинство жалоб касается Сбербанка, отчасти объясняется его лидерством на рынке, но свою роль сыграла также автоматизация процессов в банке.
Представитель Сбербанка сказала:
Банки не могут отказаться от автоматизации, так как для проверки операций в ручном режиме потребуется "неадекватное количество специалистов".