Концепция «не-схватывания» образа в Алмазной сутре

Любимые книги. Прочитанные и те, что хочется прочитать. Что из них поставим на книжную полку? Обзоры, впечатления, обсуждения.

Концепция «не-схватывания» образа в Алмазной сутре

Сообщение Haos » 07 май 2021, 09:44

Когда не схватывается "образ, то и Та́ковая Та́ковость не движется.

(Алмазная сутра)

Помню, когда я впервые прочел "Алмазную праджня-парамита-сутру" уже около 30 лет назад, то эта фраза из неё мне сильно понравилась. Тогда я мало что мог воспринять из этого высочайшего учения, но за двадцать лет пути по ведической мудрости, постепенно череда саттори приводила к "запредельной мудрости". Конечно, практически невозможно без практики, без пути, её осознать, который правильно воспринимать "путь без пути", поскольку не кому идти по этому пути, т.к. нет ни пути ни того, кто бы шел по нему, что становится очевидно со временем, но стараться надо.

Даже человечество в научной мысли, в своём эволюционном пути экзистциональных понцепций, всё ближе приближается к буддистким и ведических взглядам на реальность. Примеры этого мы даже можем найти в фильмах («Матрица», "Нирвана", «Начало», «Тринадцатый этаж» и т. п.) а также в произведениях литературы, например «Чапаев и Пустота» (В. Пелевин), в современных психологических практиках и т.п.

Начнем с цитаты Морфиуса из к-ф "Матрица":

Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но её не отогнать. Она как заноза в мозгу. Она сводит с ума, не дает покоя.

Морфиус

Что не так с миром? Что не так со мной? Образ кого у меня в голове присутствует? Что я думаю о себе и мире? И, наконец, эволюция вопросов - «последний вопрос»: «Кто я?» Этот вопрос - первичный по отношению ко всем другим вопросам, т.к. всё остальное имеет смысл, когда есть тот, кто воспринимает "всё остальное". Если человека нет, то кто будет задавать "последний вопрос"?

Вот этот вот «образ» - это понятие об объекте или субъекте, всё что может быть различимо органами чувств или умом. Когда происходит обычное восприятие образа, т. е. вера в то, что что-то реально существует, то таковая таковость движется. Когда же имеет место индеферентное восприятие образов, то «таковая таковость не движется». Буддист воспринимает всё как единое целое и себя в том числе. Нет вычленения чего-то. В школе адвайты ведического направления мудрецом всё воспринимается как:

Я - То, Единое, Бесконечное, Благое, Свободное.

(Ади Шанкарачарья, «Даша-шлоки»).

Это самоотождествление себя с Брахманом, Единым Богом. Когда нет разницы в восприятии между всем сущим, собой и Брахманом, это высшая ступень йоги. Не схватывается образ тогда: дома, шариковой ручки, собаки и т. п. Все эти образы лишь идеи в Бесконечном сознании. Всё иллюзорно, нереально.
Это очень высокая степень самоосознания, редко достижимая среди людей. Но в религиях она всегда подчеркивается как или растворение во Всевышнем благодаря любви, что начинается от «Не моя, но Твоя воля да будет» (Евангелие от Луки, 22:42) или как в гьяне (йоги мудрости) заканчивается в том же восприятии всего сущего как Бога.

Рассмотрим прекрасную иллюстрацию данного вопроса на основе отрывка: "Сказка о трёх принцах, которых не было" (Йога Васиштхи, глава 3.7).

Васишта продолжил: Для иллюстрации я расскажу тебе интересную легенду. Слушай внимательно. Маленький мальчик попросил свою няню рассказать ему сказку, и няня рассказала ему эту историю.

Однажды в городе, которого не было, жили три принца, смелых и счастливых. Из них два никогда не рождались, а третий не был даже зачат. К несчастью, все их родственники умерли. Принцы решили уйти из своего родного города куда глаза глядят. Очень скоро от жаркого солнца у них начала кружиться голова. Горячий песок обжигал их ноги. Жесткая трава резала кожу. Они добрались до тени трех деревьев, два из которых не выросли, а третье не было даже посажено. Принцы отдохнули в тени деревьев, закусили их плодами и пошли дальше.

Они пришли на берег трех рек, две из которых были сухи, а в третьей не было воды. Принцы искупались в реках и утолили свою жажду. Скоро они дошли до огромного города, который только собирались построить. В этом городе они увидели три замка неимоверной красоты. Два из них вообще не были построены, а в третьем не было стен. В этих замках принцы нашли три замечательных золотых блюда. Два из них были сломаны пополам, а третье стерто в порошок. Они взяли себе то блюдо, которое было стерто в порошок. Они приготовили девяносто девять минус сто граммов риса и пригласили в гости троих мудрецов. Двое из этих мудрецов были без тела, а у третьего не было рта.
После того, как гости поели, три принца доели остатки еды. Все были счастливы. Так они жили в этом городе долго-долго в счастье и спокойствии. Малыш, это замечательная легенда, помни ее всегда и ты вырастешь знающим человеком.

Мальчику легенда очень понравилась.


Данная история говорит о том, что всё в этом мире таково, всё лишь идея. Нет ничего реального, каждый объект, каждый образ - всего лишь идея, иллюзия. Даже, более того, сама идея этих иллюзорных образов иллюзия, то, чего нет. Как говорит Муджи: «Эта комната пуста. В ней ничего не происходит. Мысли пусты. Тишина пуста, шум пуст. Это тело также пусто».

Вот этот момент, относительно образа тела, очень интересен. Обычно многие думают, что концепция применима относительно всего, кроме них родимых. Нет, это не так. Всё пусто значит - всё пусто. Ты как личность также пуст и иллюзорен, всего лишь образ, которого нет и никогда не было, всего лишь идея в Бесконечном Сознании. Твоё тело также пусто, всего лишь идея в уме. Идея органов тела, органов чувств, идея костей, слизи и т.д. В уме возникла идея тела и сознание стало ощущать себя человеком и т. п. Многие хотели бы и после смерти тела родиться снова человеком. Ум их уже начал создавать их будущее тело. Ум — главная иллюзорная составляющая процесса. То, чего, на самом деле, никогда не существовало, является причиной всего аналогично не существующего.

Как может быть реален мир, который исчезает в глубоком сне? «Реальность должна быть реальна», - как говорил Шри Рамана, великий мудрец и йог. И эта фраза не каламбур и не тавтология. Если что-то реально, оно есть всегда, никуда не девается для восприятия сознанием. Даже в глубоком сне присутствует. Мира, окружающего нас, нет не только в глубоком сне, но даже в простом сновидении. Есть мир сновидения. Мудрецы говорят, что нет разницы, в принципе, между миром сновидения и миром бодрствования. Просто одно сновидение коротко, другое более длинное. В одном, всегда восприятие форм и т. п. четкое, а в сновидении редко. Хотя мы можем убедиться в исследованиях Радуги М. о так называемой Фазе, или как это называется по-научному осознанный сон - Lucid dream, что мир сновидения в этом состоянии становится куда более реален по ощущениям чем даже физический! При этом практически невозможно отличить один от другого. Поэтому, как говорил Морфиус в фильме «Матрица»:

Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что сон, а что действительность?


Нашу физическую жизнь в ведических писаниях иногда называют сном Брахмы. Брахма — творец этого мира, этой Вселенной придумал себе её, создал в своем воображении и поддерживает его всю свою очень-очень долгую жизнь. Нам думается, что вот она действительность, в которой мы живем, вот он реальный мир, но это всего лишь сон более могущественного существа, скажем так, и мы персонажи этого сна. Об этом же говорит «Сказка о трёх принцах, которых не было». Мы все эти "принцы". Данная сказка также формирует правильное, благочестивое поведение в этом сне: принцы были праведны, заботились о брахманах и т. п. Это позволяет жить счастливо в этом сне (рай и т. п.).

Но однажды объекты сна, пустые образы, вдруг задаются вопросами: «А реальны ли они? И в чем реальность? В чем смысл этой реальности, в который мы? И главный вопрос: «Кто я?».
Поэтому действительность это то, что не может быть потеряно ни в одной «реальности», это то, что существует всегда, во всех трех состояних: сон, глубокий сон, бодрствование. Вот что должно найти мудрое существо во вселенной, ту действительность, для которой нельзя сказать, что она всего лишь образ. Образ всегда наблюдается, значит есть наблюдатель. Если он также наблюдается, значит он такой же образ, объект наблюдения. Нужно найти то, что наблюдает и не является объектом. Это — Запредельность, это — Действительность, это — Бог, Абсолют, Бесконечное Сознание. Это то, чем является каждый, когда личное бытие (физическое тело, эго, ум и т. д.) стало восрпиниматься как пустой образ, иллюзия. Тогда «таковая таковость», что можно считать бесконечным циклом перерождений, колесом самсары, останавливается, «не движется».

Поэтому, конечно же, буддийские концепции полностью соответствуют ведической мудрости, едины в своей цели. Воспритие объектов мира и себя как иллюзорных образов, потом смещение их всех в единую концепцию Абсолюта, по сути, и означает прекращение "схватывания образов".
Аватар пользователя
Haos
Специалист MQL
 
Сообщений: 24699
Зарегистрирован: 29 мар 2014, 16:07
Средств на руках: 193.70 Доллар
Группа: Главные модераторы
Благодарил (а): 3379 раз.
Поблагодарили: 8200 раз.

Вернуться в КНИГОЛЮБ

Кто сейчас на форуме?

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

Права доступа к форуму

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения