Возможно во всех древних культурах есть персонификация смерти. В ведической литературе мы всегда можем быть уверены, что всё имеет свою персонификацию, а именно: стихии (огонь, вода, воздух, земля, эфир), состояния сознания (тамас, теджас, саттва) и т.д. и т.п. и, уж тем более, смерть.
В римской и греческой мифологии бог смерти - Плутон / Аид / Гадес. Однако, в отличие от ведической литературы, древнеримская и древнегреческая очень поздняя. Веды вообще считаются были даны Земле на заре создания Вселенной, т.е. бесчисленные годы назад. Верить этому или не верить личное дело каждого, но, по мне к фантазии людей ведические тексты не имеют никакого отношения. Почему это так, не объяснишь и за 1000 страниц. Итак, ближе к теме. )
Я никогда не интересовался как выглядит на изображениях бог смерти Яма и не слышал даже есть ли в Индии какие-то культы с ним связанные. Как оказалось, выглядит он на изображениях весьма серьезно. )
Конечно, говоря об образах богов, нужно понимать, что есть некие базовые, основные характеристики присущие им, но в разные эпохи или даже в одну эпоху люди придают этим образам значительную вариативность (изменчивость). Одни вкладывают в образ свои страхи, что-то выпячивая из атрибутов, а что-то нивелируя до минимума или даже полностью устраняя.
Так мы видели на примере богини Кали: атрибутика её образа имеет четкие критерии (оружие в руках, жесты, высунутый язык, цвет тела, голова демона в руке, гирлянда из черепов и т. д.), но сам образ богини скульпторы или художники создают по своим сознательным или бессознательным представлениям. Хотя, конечно, каноны ваяния так или иначе присутствуют.
Поэтому не надо всё буквально воспринимать, грубо говоря, нужно понимать, что основные черты, описанные в писаниях должны присутствовать, но остальное каждый может представить как ему больше нравится т.е. из нескольких изображений или изваяний выбрать то, что больше по душе. К примеру, среди найденных изображений Ямы мне бы больше понравилось это:
Тем не менее, "классические" изображения также не должны вызывать какие-то проблемы в восприятии и вот почему. На самом деле, "страшное изображение" божеств (мы говорим о ведической культуре) таковым кажется только или невеждам или грешникам. У людей благочестивых "страшное" изображение бога смерти не вызывает страха, более того, может ощущаться глубокое умиротворение и даже радость, облегчение. Но это уже глубины, так сказать данной тематики.
"Бог не фраер", он видит душонку каждого, знает все грешки поэтому для одного строгий взгляд божества это ужас и страх, а для другого любовь и покровительство Отца. Также, конечно, играет роль близость или удаленность верований конкретного персонажа, столкнувшегося с изображениями богов иной культуры, от самой этой культуры.
Не будем вдаваться в исторические хроники, но все прекрасно помнят, какие ассоциации у представителей известной религии вызывали изображения богов ацтеков, майя, ведических, да и Буддизму досталось. )
А вот теперь расскажем о том, как ведические священные тексты описывают Яму, а не что чей-то воспаленный испуганный ум придумывает.
"Я поведаю о пути Ямы, который приносит счастье благочестивым и горе порочным.
«Гаруда пурана», глава I
Яма — бог смерти, правосудия, справедливости и дхармы, царь закона, великий судья. Бог, устанавливающий высший порядок, верховный владыка царства мёртвых в ведическом пантеоне богов. Яма - сын бога Солнца Сурьи и его супруги Санджни. Его брат Ману выступает как первый человек, живший на земле.
Он есть великий судья, который вершит высший Суд над человеком, покинувшим проявленный мир и вступившим во владения бога Ямы. Бог смерти Яма, по сути, является олицетворением той силы, которая в посмертии ведёт нашу душу к новому рождению. То, каким будет этот путь, зависит от наших деяний, в жизни совершённых, ведь мы несём ответственность за каждый наш поступок и действие.
Ссылка
Другое имя бога Ямы - дхармараджа, т.е. повелитель закона или религиозных сводов правил. Грубо говоря, во Вселенной бог Смерти - это судья в нашем понимании. Надо понимать, что он уполномочен Всевышним Богом вершить суд над смертными. Поэтому считать, что бог Яма не связан со Всевышним или его суд идет вразрез с волей Всевышнего - это греховное невежество.
Яма является одним из двенадцати махаджан - великих личностей во Вселенной, обладающих полным знанием науки о Боге. Получить знание от любого махаджана это великая удача и милость для любого существа. Одну из таких историй мы можем узнать из Катха-упанишады, в которй рассказывается как мальчик-брамин Начикета попал в обитель бога смерти Ямы и благодаря тому, что он совершил аскезу три дня и три ночи не принимая пищи, пока ждал когда вернется Яма в свою обитель, получил великое знание от Ямы об Абсолюте (Боге).
Собственно, этого высочайшего произведения достаточно, чтобы понять величие, мудрость и божественность бога смерти Ямы.
Ом тат сат.