В комментариях к статье о рисках в реальном трейдинге https://investforum.ru/forum/shkola-treydinga/o-riskah-v-realnom-treydinge-nou-hau-t5622-10.html обещал рассказать об управлении рисками, обещание выполняю.
Ранее сравнивал риски трейдера с рисками водителя автомобиля, когда речь шла об ограничениях рисков, по сути правилах безопасности. В этом смысле водители рискуют гораздо больше трейдеров, ведь в случае аварии или катастрофы водитель может погибнуть, а трейдер потеряет только деньги.
Давайте продолжим аналогию, теперь в управлении, то есть действиях водителя и трейдера. Максимально упрощая, можно сказать, что действия водителя в конкретной поездке, кроме поворотов руля, сводятся к нажатиям (или ослаблению нажатий) на педали газа и тормоза.
В таком сравнении, действия трейдера – это открытия сделок (давим на газ) и их закрытие (давим на тормоз). Без этих действий у трейдера никак не получится «доехать до пункта назначения», создать прибыль на торговом счете.
В принятой нами аналогии есть один принципиальный момент: в отличие от водителя, который видит дорогу впереди, трейдеру для принятия решений к действиям доступна только история, как обзор заднего вида у водителя.
Чтобы объективно сравнивать действия трейдера и водителя, потребуется закрыть водителю возможность смотреть вперед.
Как думаете, много водителей на авто с непрозрачным ветровым стеклом доедут до пункта назначения по прямой дороге, но с подъемами и спусками?
Теоретически по прямой доехать вроде бы реально, ориентируясь на то, какая дорога позади: ровная, подъем или спуск. Теоретик также готов подробно рассказать водителю, что на подъеме нужно давить на газ, а на спуске – на тормоз. («Дайте прибыли течь, ограничивайте убытки»).
И еще одно «золотое правило» трейдинга: тренд твой друг. По аналогии водителю бы сказали: если позади ты видишь спуск или подъем – действуй так же, как прежде, потому что он, скорее всего, будет продолжаться и далее.
Любой адекватный водитель на такие рекомендации по управлению покрутит пальцем у виска. Он точно знает по по опыту, что главные трудности в управлении как раз «на пиках», когда спуск переходит в подъем и наоборот.
Такая аналогия поможет понять принципы управления рисками в трейдинге.
Управляя рисками, трейдеру придется находить обоснования, в каких случаях следует «усиливать давление на газ», а в каких «отпустить газ и начать давить на тормоз».
Другими словами, управление рисками означает изменение рисковой составляющей в сделке (сделках) при сопровождении, как в сторону уменьшения, так и увеличения.
Так как в реальном трейдинге теория без практики мертва, продолжу на примерах.
В первой статье о рисках говорилось, что перед входом в сделку трейдер принимает решение, какими деньгами он может рискнуть сейчас ради будущей вероятной прибыли.
Пример первый.
Уменьшение риска при сопровождении.
Допустим, принято решение в нисходящем тренде продать евро с риском 50 долларов и вероятной прибылью 100 долларов. При этом размер позиции (объем сделки) 0.1 лота, трейдер ограничил риски стоп-лоссом на 50 пунктов выше цены продажи.
Кнопка селл нажата, сделка в рынке, что делать дальше? Ждать достижения цели?
- Да, конечно! Сопровождая сделку, скажут опытные.
- А что при этом делать?
Простой вариант – не делать ничего, можно просто установить тейк-профит на уровне цели и терпеть до момента, когда сработает или стоп, или тейк.
Более сложный вариант – двигать стоп-лосс по мере движения цены, ближе к цене входа или даже ниже ее, переводя сделку в безубыток.
То есть через некоторое время после продажи трейдер уменьшает риск по этой сделке (с 50 долларов до 30, например), а позже, после перевода сделки в безубыток, риск по этой сделке становится нулевым.
Другой способ уменьшения риска после входа в сделку – закрытие части позиции. В нашем примере с продажей 0.1 лота трейдер, закрывая половину позиции, уменьшает риск вдвое.
Можно совмещать оба способа: при достижении ценой ближней цели закрывается часть позиции и стоп-лосс сдвигается ближе к уровню входа, вплоть до безубытка.
При этом существует такой расчетный подход: закрывается такая часть позиции, чтобы взятая прибыль по сделке была чуть больше, чем остающийся риск по этой сделке. При этом, даже если стоп-лосс в нашем примере останется выше уровня входа, в случае резкого рывка цены вверх и срабатывания стопа, в целом по сделке трейдер будет в плюсе.
Пример второй.
Увеличение риска при сопровождении.
Для простоты возьмем ситуацию из первого примера.
Сделка в рынке, риск 50 долларов, цена снижается. Через некоторое время трейдер предположил, что вероятность достижения цели выросла, и решил открыть еще одну сделку на продажу, тоже с риском 50 долларов.
Если по первой сделке никаких действий не предпринималось, общий риск по трейду вырос до 100 долларов! (восклицательный знак поставил не случайно, некоторых трейдеров приходилось убеждать в этом. Настолько могут быть повернуты мозги после работы обучателей..)
В реальном трейдинге удваивать риск в трейде можно только в редких случаях, предусмотренных технологиями работы конкретного трейдера.
Другое дело, если в нашем примере приемлемый риск для трейдера был 100 долларов и в первой продаже он использовал только его половину.
Пример третий.
Дополнительная сделка без увеличения рисков.
Если во втором примере трейдер сначала перевел первую сделку в безубыток, обнулив риск по ней, и только потом открыл вторую сделку с риском 50 долларов, общий риск в трейде будет 50 .
Первая сделка была 0.1 лота, пусть вторая тоже 0.1, - итого в рынке 0.2 , вдвое увеличенная позиция с риском потерь 50долларов, вроде все нормально.
Но нет, есть важный нюанс: теперь при движении цены вниз прибыль растет вдвое быстрее, но и при откатах она уменьшается тоже вдвое быстрее!
С одной стороны, трейдер увеличил свои шансы взять увеличенную прибыль в том-же вероятном движении. С другой - если трейдер опоздает эту увеличенную прибыль зафиксировать, - трейд может завершиться с убытком.
Иногда удается открывать по такому методу более двух сделок.
Такие возможности случаются редко, но при условии готовности трейдера этот метод управления рисками способен давать значительную прибыль в короткое время.
Верно и обратное: значительное увеличение объема сделок в трейде увеличивает вероятность резкого уменьшения бумажной прибыли вплоть до обнуления и даже фиксации убытка в случае откатного движения цены или разворота.
В одной статье тему управления рисками раскрыть полностью не получится.
Осталась за кадром технология трейлинга и, самое интересное, - переворот в позициях на разворотах цены.
Если тема вызовет интерес, будем продолжать..