Фильм российского режиссёра Константина Буслова, на патриотическую тему про великую отечественную. Забегая вперед, сразу оговорюсь, что после просмотра немного порылся в архивах и истории. Не гарантирую, что это правда, но больше на нее похоже. Фильм достаточно точно передал историю героя и его жизненный путь.
Фильм исторический, но самих боевых действий и военного трэша в нем нет. Режиссер рассказал историю парня из многодетной семьи с далекого Алтая, которому стало суждено было стать великим конструктором оружия.
Исторические факты.Михаил Тимофеевич Калашников родился в обычной раскулаченной крестьянской семье, испытывал тягу к оружию и технике с малых лет. Был 17 ( цифра меня поразила) ребенком в семье. Имел образование восемь классов. Подделал документы, чтоб получить паспорт – раскулаченным он не полагался. В 1938 попал в РККА где служил танкистом и уже тогда изобретал всяческие мелкие приспособления, облегчающие жизнь либо улучшающие производительность. К примеру счетчик моточасов на танки был изобретен именно Калашниковым, но в серию не пошел, т.к. началась Великая Отечественная Война.
К моменту действий описанных в фильме был уже прожаренным войной бойцом, вынужденным по ранению вернуться домой на реабилитацию. Фактически отсюда и начинается повествование фильма.
Минусы и ляпы.На самом деле подбор актеров очень важная деталь. Поэтому просмотр у меня вызвал двоякое мнение. Ну вот как то не сразу воспринялся мной образ героя на экране и создателя известнейшего автомата в мире. Не с его харизмой было поднять простых работяг цеха на помощь в создании первого экземпляра. То же самое скажу и про Ольгу Лерман в роли Екатерины. Не знаю, но вот не смогла она меня зацепить в первые минуты, а потом уже воспринимал как обыденное неизбежное.
Тем не менее, фильм получился достойный. Смотрится легко и некоторые несостыковки честно говоря глаз пропускал. Мелких киноляпов типа перемещения стакана на столе начальника цеха, передачи автомата из рук в руги, где он рожком (магазином) расположен к подающему, а потом в следующем же кадре переворачивается рожком к принимающему, регулярная замена людей в толпе рабочих в течение одной сцены и т.п. я если и замечал, то косвенно и общего отрицательного впечатления они не оставили. Пожалуй, недоумение вызвала только сцена, где замерз магазин в ППШ и главный герой буквально сразу сообразил – в чем причина. Все от момента похода в деревню как-то нелепо сфабриковано на коленке. Подобные действия в условиях военного времени происходят на уровне инстинктов, автоматически. В фильме сцена ужасно затянута.
Малообразованный парень, каким пытаются показать Калашникова, тем не менее мог и чертить и рисовать, что немного не стыкуется с откомандированной к нему чертежницей. Видимо иного способа запустить лирическую нотку в фильме не нашли. В общем штампики проскальзывают везде.
"Автомат должен быть прост - как выстрел". Как ни крути, а придерживаясь этой мысли, фактически голыми руками, без необходимых знаний, инструментов, да что там говорить, без материалов был слеплен первый опытный образец. Вот тут я реально прошерстил и википедию и другие источники. Ну согласитесь, можно сделать из тряпья фанеры и палок птицу, поставить на нее движок с пропеллером и запулить в небо. Это так или иначе смотрится реально. Потому как сердце этой птицы – двигатель у нас есть. А тут нет ничего кроме светлой головы героя и фразы о простоте оружия. Железо и сталь на вес золота – все идет на фронт, весь инструмент есть, вроде бы, хотя мне кажется, все равно это не тот инструмент, который был необходим для создания оружия. В общем у меня не уложилось в голове, как недоучка из деревни, который даже не закончил школу, на коленке в паровозном депо собрал автомат. Так или иначе, а он это сделал, тому есть доказательства.
Лишние люди, не совсем понятные моменты.Так как фильм все таки биографический, то не могли не обойти все основные моменты жизни. И понятное дело, что герою проходилось пересекаться с разными людьми. Офицер НКВД наверняка в реальной жизни Калашникова присутствовал, но простите, вернемся чуть чуть в начало, человек, за изобретение еще в 40 –х годах получил награду от самого Жукова. Именные личные часы! Понятное дело, что было недоверие в те годы. Но столь изощренно показывать отрицательный образ НКВД не стоило, по-моему.
Еще одно клише, которое меня унесло в далекие дали к фильму «Белое солнце пустыни» - так это письма Калашникова, или это мысли вслух были. В общем, красиво, но избито.
Чего не хватило – так это реально хорошего красочного боя вначале, надо было постараться.
Не хватило хорошо сыгранного момента падения душевных сил, самосомнения и самобичевания. Человек изобретает невиданный до того времени автомат. Он не может не сомневаться в своей задумке. Пусть даже на людях уверен, но наедине с собой.
Итог:От меня лично фильму монументальные 7 из 10. По сути мы получили биографию, очень приближенную к реальности, насколько можно судить по историческим данным. Неплохую, но не сразу принимаемую игру актеров. Некоторую по-детски наивную и намешанную кашу из клише мне фильм зашел. Любителям истории и биографии великих (не побоюсь этого слова) сынов, любящих свою Родину, уверен, так же придется по душе.